Выбор безопасной скорости движения


С какой скоростью ездить? Одни водители отвечают—не более 60, другие — 80—90 км/ч. Кто из них прав?

Дать рекомендации на все случаи невозможно. Да и не нужно. Скорость должна соответствовать дорожной обстановке, условиям движения и индивидуальным особенностям водителя. Даже высокая скорость может быть безопасной, если она правильно выбрана. И наоборот, при сравнительно низкой скорости не исключены дорожно-транспортные происшествия.

К сожалению, многие водители не умеют правильно выбирать безопасную скорость. По данным ГАИ, превышение и неправильный выбор скорости являются наиболее частыми причинами дорожно-транспортных происшествий. А ведут к этому лихачество, алкогольное опьянение, неправильное понимание дорожно-транспортных ситуаций, иллюзии при восприятии скорости движения и т. д.

У некоторых водителей существует мнение, что быстрая езда является признаком мастерства вождения. Однако при анализе стиля езды бывалых шоферов результат получается иным. Опытные водители ездят без больших перепадов скорости, без интенсивного разгона и резких торможений, с наименьшим количеством переключений передач. Такой режим движения меньше утомляет водителя и пассажиров, позволяет снизить расход топлива и уменьшить износ автомобиля. Средняя же скорость движения почти одинаковая.

Интересен в этом отношении опыт, проведенный в ФРГ. Водители двух одинаковых легковых автомобилей получили задание проехать 1500 км по одному и тому же маршруту. Первый водитель должен был двигаться с максимально возможной скоростью, не нарушая, разумеется, Правил дорожного движения; второй обязан был двигаться в общем потоке транспорта. Автомобили оборудовали аппаратурой для регистрации скорости, расхода топлива, числа торможений. Анализ результатов эксперимента показал, что водитель первого автомобиля приехал на 31 минуту раньше, однако этот выигрыш достался ему слишком дорогой ценой: несколько раз он попадал в аварийные ситуации, более 1300 раз тормозил, причем около 200 раз очень резко.

Практика показывает, что только около половины водителей умеют правильно определять скорость движения управляемого ими автомобиля. Но, несмотря4 на это, у многих из них отсутствует привычка контролировав скорость движения по спидометру. Необходимо помнить, при длительном движении у водителя, притупляется чувство скорости. Двигаясь на высокой скорости по шоссе, водитель по инерции продолжает поддерживать ее и при проезде населенного пункта. Это очень опасно.

В различных автомобилях скорость воспринимается неодинаково. Это объясняется разным расстоянием от глаз водителя до дорожного покрытия, расположением проемов окон кабины разной высоте, а также воздей ствием вибрации и шума. Водителям необходимо это учитывать, особенно при переходе с одной модели автомобиля на другую Особенно часто встречаются ошибки в определении скорое встречного автомобиля. Следует помнить, чем ближе встречный автомобиль или чем больше его габариты, тем большей кажется его скорость. В тумане, при дожде и в сумерках скорость встречных машин представляется меньшей, чем при ясной солнечной погоде.

Как же правильно выбирать режим движения на городских улицах и загородных дорогах? Правила дорожного движения требуют, чтобы водитель вел транспортное средство со скоростью, не превышающей установленных ограничений, с учетом интенсивности движения, дорожных и атмосферных условий, а также особенностей и состояния транспортного средства и груза.

Статистика аварийности свидетельствует, что с ростом интенсивности движения увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий вследствие существенного усложнения условий движения. Известно, что наиболее безопасной является скорость, равная скорости транспортного потока. Достаточно сказать, что если скорость автомобиля отличается от средней скорости потока на 30 км/ч в большую или меньшую сторону, то вероятность дорожно-транспортного происшествия для водителя возрастает примерно в 10 раз; если же разница в скоростях увеличивается до 60 км/ч, вероятность совершения аварии возрастает до 1000 раз. Учитывая это, водители должны выбирать скорость, мало отличающуюся от средней, установившейся на данном участке дороги.

При движении в интенсивном . транспортном потоке водителю приходится осуществлять много действий, непосредственно связанных с управлением автомобилем. Кроме того, он должен следить за пешеходами и другими участниками движения. При средней скорости 40 км/ч води* тель выполняет до 20 операций в минуту. Если же ее увеличить. количество операций настолько возрастает, что можно не успеть выполнить те, которые непосредственно влияют на безопасность движения. Поэтому на городских улицах с интенсивным движением скорость следует выбирать с учетом не только дорожной обстановки, но и своего мастерства. Безопасность в конкретных условиях определяют многие факторы. Для начинающего водителя даже невысокая скорость (40—50 км/ч) может оказаться опасной, так как его внимание в основном сосредоточивается на манипулировании органами управления. Понятно, что такой водитель быстро устает— сказывается отсутствие навыков управления и, как следствие, большое нервное напряжение. Лишь с течением времени, после формирования и закрепления навыков управления автомобилем, водитель более или менее легко справляется с длительным вождением.

Легкость управления автомобилем вначале достигается при движении на небольших скоростях, порядка 40—60 км/ч. Если же малоопытный водитель увеличит скорость до 70—80 км/ч, он снова напрягается и быстро устает. Это свидетельствует о том, что водитель не подготовлен еще к движению на высоких скоростях и что при управлении возможны ошибки могущие привести к аварийным ситуациям.

Следовательно, начинать вождение автомобиля или возобновлять его после долгого перерыва следует на небольших скоростях. И лишь после того, как действия по управлению автомобилем станут почти автоматическими, можно переходить к более высоким скоростям. Форсировать этот процесс ни в коем случае нельзя.

Опытный водитель не отвлекается на процесс управления. Его внимание направлено исключительно на оценку меняющейся обстановки. Он не совершает резких неожиданных маневров, его действия всегда понятны другим участникам движения.

В условиях интенсивного движения важно внимательно наблюдать за скоростью окружающих автомобилей и выдерживать дистанцию безопасности. Для этого каждый водитель должен уметь правильно определять величину остановочного пути своего автомобиля. На сухом асфальте, где коэффициент сцепления 0,7, длина тормозного пути увеличивается пропорционально квадрату скорости. Например, автомобиль, двигающийся со скоростью 60 км/ч, после начала торможения пройдет до полной остановки путь около 15 м, а при скорости 100 км/ч этот путь уже составит 60 м, т. е. при увеличении скорости в два раза тормозной путь увеличится в четыре раза. Для выбора безопасной скорости движения немаловажную роль играет умение правильно определить сцепные качества дорожного покрытия. При этом следует учитывать состояние шин автомобиля.

Наилучшим покрытием является специальный пористый бетон. Он шероховатый и при увлажнении меньше изменяет свои сцепные качества. Асфальтобетонное покрытие также имеет хорошие сцепные свойства. Однако на участках, где часто меняется режим движения, оно шлифуется и быстро загрязняется. К таким участкам относятся подъезды к перекресткам и сами перекрестки, подъемы спуски, зоны остановок общественного транспорта. Здесь даже в сухую погоду могут быть низкие сцепные качества вследствие усиленного износа, укатывания колесами автомобилей при разгоне и торможении, замасливания покрытия. Немалая угроза возникает я на загрязнениях участках дорог, примыкающих к пересечениям с проселочными дорогами, не имеющими твердого покрытия.

Сцепные качества дорожного покрытия снижаются во время дождя и в жару, когда на его поверхности выступают вяжущие материалы. Смоченные водой, эти материалы действуют как слой смазки.

Значительное количество аварий происходит на поворотах дорог. Причем причиной происшествий, как правило, является неправильный выбор скорости. Легкость управления современным автомобилем даже на большой скорости создает опасную иллюзию, что с такой же легкостью машина может выйти из любой ситуации.

На поворотах надо принимать во внимание и влияние центробежной силы, стремящейся отбросить автомобиль на внешнюю от центра сторону поворота. Чем выше скорость автомобиля и меньше радиус поворота, тем эта сила больше. Поэтому, подъезжая к повороту, следует снижать скорость, чтобы быть готовым к любым неожиданностям. Необходимо твердо запомнить: лучше снизить скорость при входе в поворот, чем тормозить при прохождении его.

В местах с ограниченной видимостью (из-за зеленых насаждений, малых радиусов закруглений, строений и т. п.) скорость необходимо снижать, чтобы можно было остановить автомобиль в пределе видимости. В этом случае водителю может помочь следующий упрощенный способ выбора скорости движения: на один метр видимого расстояния принимается не более одного километра скорости движения. Например, если дорога просматривается на расстояние не более 30 м, скорость движения не должна превышать 30 км/ч.

Характер груза, его расположение на транспортном средстве также оказывают существенное влияние на выбор безопасной скорости движения. Чем выше центр тяжести груза, тем опаснее становится движение на закруглениях и, следовательно, тем ниже должна быть скорость. Нельзя развивать большую скорость при перевозке жидкостей в цистернах, в особенности при неполной их загрузке, когда смещающаяся по инерции жидкость создает большое давление на переднюю часть автомобиля при торможении и на боковые стенки цистерны при движении по кривой.

Рекомендации по выбору скорости движения, конечно, не исчерпывают всех вопросов, которые необходимо знать и применять при вождении автомобиля или мотоцикла. Однако во всех случаях нужно помнить, что правильное определение безопасной скорости в конкретной обстановке является основой безаварийной работы.






хз 2010-05-22 00:00:00
 :bad:

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ 0 ↓
гз 2008-12-08 00:00:00
 :ups:

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ 0 ↓

Страницы: [1]

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить




Определить расстояние и проложить маршрут:
От:
До:
Через:

Copyright © 2007 - 2017 ШАНС-ON
Электронная почта web@rutrassa.ru
Rambler's Top100

При использовании любых материалов сайта ссылка на rutrassa.ru обязательна
Автотуризм - путешествия по России на автомобиле